Московский режиссер Максим Иванов поставил в Воронежском театре юного зрителя (ТЮЗ) спектакль «Маруся». Эта инсценировка в разы усложнила простую пьесу-монолог девочки-подростка, которая переживает из-за отсутствия внимания к ней со стороны мальчиков. Режиссер иронически нарядил героев в романтические костюмы и создал пасторальную атмосферу, а заодно и показал сразу четыре ипостаси главной героини. Корреспондент «Ъ-Черноземье» Александр Прытков счел это довольно точным образом буйства подростковой фантазии, однако не увидел в постановке ответа на вопрос, что же за всем этим стоит.
Премьера спектакля «Маруся» прошла в ТЮЗе в конце минувшей недели. Его поставил приглашенный из Москвы режиссер Максим Иванов. Спектакль вышел из эскиза по пьесе Натальи Шор «Раз, два, три, четыре, пять… Машенька идет гулять», который господин Иванов представил в мае в рамках творческой лаборатории. Финальный вариант от первоначального ушел недалеко — задумка осталась прежней, только актерам сшили костюмы, а оформители добавили больше деталей в сценографию.
Пьеса, о которой театр узнал благодаря организованному им конкурсу современной драматургии для подростков, представляет собой разбитый на три части монолог 13-летней девочки. Главная героиня Маша страдает, что у всех есть ухажеры, кроме нее, рассказывает о подружке Светке и о том, как эту дружбу проверили на прочность принесенные Машей в школу 13 бордовых роз, и, конечно, раскрывает тайну происхождения этого букета.
Практически дословно текст и был поставлен в нескольких российских театрах. В Воронеже Максим Иванов, охарактеризовавший «Марусю» как «романтическую пастораль для юных девочек и их мальчиков», решил поэкспериментировать. Сама постановка осваивает довольно новое для ТЮЗа пространство — его зимний сад. Посреди большого пустого зала постелен искусственный газон, в центре подвешены огромные украшенные цветами качели.
Немного вдали — цветочная же арка. Зрители в этой романтичной атмосфере сидят практически по периметру газона, только одна сторона занята возвышением с музыкальными инструментами, которые используются в постановке.
Главную героиню режиссер представил сразу в нескольких образах. Это совсем юная Машенька — одетая в матроску и с канотье на голове Лилия Юникова говорит с прононсом, то и дело сбиваясь на французский, водит куклу и играет на флейте. Маша уже постарше, а играющая ее Алина Бачурина в белой блузке и цветастой юбке часто выражает эмоции с помощью мелодий на скрипке. Мария (Анна Гребенщикова) ходит в платье эпохи ампира. А Мария Павловна (Екатерина Тоборовец) — взрослая состоявшаяся женщина в деловом красном костюме.
Они по очереди рассказывают ту же историю, но не совсем по порядку (пресловутый букет, например, появляется ближе к середине) и с добавлениями режиссера. Так, Мария Павловна дает мастер-класс по достойному общению с парнями. Но Маша вместо этого радостно пищит и бросается обниматься.
Вдобавок героини постоянно перебивают друг друга и разыгрывают между собой дополнительные роли: кто-то, например, в образе Маруси жалуется маме, на образ которой переключается одна из Маш. Под стать этим ипостасям главной героини и другие персонажи и их костюмы. Лучшая подружка Светка (Марина Осенко) одета в блузку с рукавами-буфами и юбочку с нашитыми на нее розами. Мальчик Гена (Роман Лютиков), за внимание которого Светка и Маруся немного соперничают, носит костюм эпохи барокко — парик, камзол, бриджи — и периодически пытается танцевать балет. Кавалер Олег (более возрастной Олег Столповский еще изображает папу Маруси) ходит в плаще и цилиндре.
Этот актерский ансамбль еще и поет, а на пианино ему подыгрывает Сергей Войлочников. В основном персонажи исполняют арии и хоры из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Но есть и номера посовременнее, как, например, раскачивающаяся на качелях Маруся с песней «Нежность» («Опустела без тебя земля…»).
По словам режиссера, этот спектакль «для всей семьи, для людей, которые хотят переключиться, отдохнуть от напряженных, суровых, сложных будней»: «Зрители услышат прекрасную музыку, увидят романтические красивые легкие декорации, встретятся с живой игрой актеров, с импровизацией. Хочется верить, что это поможет выйти из театра отдохнувшими, в светлом и легком настроении».