"РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА", трагедия положений.
Большое полотно в атмосфере поп-арт.
В преддверии нового театрального сезона премьеры и пресс-показы уплотняются, и после театра кукол я буквально через 2 дня попала на сдачу в ТЮЗ. Снова, как с "Преступлением и наказанием" в июне, по наводке от Ани. И снова я была обескуражена, насколько она умеет в одном слове описать главное свойство и уникальность спектакля. Про "Преступление..." Аня сказала "стильно", про "Р. и Дж." - "смело".
Оба раза в точку! Сейчас попробую развернуть впечатление подробнее. Больше, наверное для себя, поскольку проговаривание помогает осмыслению.
Сразу скажу, что все изложенное - лишь мое совершенно неэкспертное, субъективное мнение. Оно вроде само собой разумеется, но на всякий случай.
Впечатления противоречивые. Два дня я морозилась, прежде чем оформить их во что-то конкретное. Это такая противоречивость, которая про переосмысление, новый угол и более глубокое понимание того, что знаешь тысячу лет. Я ни грамма не пожалела о том, что пошла. Но я не могу РЕКОМЕНДОВАТЬ поголовно и сейчас поясню почему.
Если вы ждете на сцене традиционного драматического спектакля в барочных декорациях, стремления к реалистичности шекспировской эпохи и прочей пыльной псевдо-академичности - не дождетесь. А возможно даже будете глубоко оскорблены в своих высоких чувствах.
Если вы пойдете без предубеждения и ожиданий, и вообще не слишком держитесь позиции, что знаете лучше всех, что и как в точности должно быть на сцене, весьма вероятно, проведете время с большим интересом.
Отдельно всем морализаторам хочу напомнить: на спектакле стоит рейтинг "16+", так что ВАШИ представления о том, что можно и нельзя делать в "детском театре", рекомендую сверить с Возрастной классификацией информационной продукции в России, и только потом озвучивать их вслух.
Я так растягиваю вступление не потому, что нечего сказать, а потому что пытаюсь подобрать нужную точку входа в описание пространства спектакля. Пожалуй, начну с Шекспира!
Было довольно смешно услышать в антракте разговор из разряда:
- Ну что, увидела Шекспира?
- Да...
- А я нет!
Каждому свое. Я Шекспира увидела. Возможно, впервые с такой точки зрения. Хотя и тут не без внутреннего конфликта восприятия, но по порядку.
Не слишком секу в точных определениях современных художественных течений, но мне это откликнулось дыханием поп-арта. Причем не столько визуально исполненного, сколько в полном объеме - визуала/игры/географии/хореографии/саундтрека и других технических решений. Местами преувеличенно, избыточно ярко - причем удивительно, как план выглядел по-разному на дистанции (сидела на 12 ряду) и на расстоянии вытянутой руки (четвертая стена временами летела к черту, и действие продолжалось в зале). Как эта "преувеличенность" не переходила в переигрывание, но в приближении проступала мультяшность персонажей, их выверенная карикатурность без обесценивания.
Это была история о первой подростковой любви в ее отчетливой прорисовке. Не про великое и совершенное чувство. Нет. Но про то, что таким оно ощущается в юности. Про запальчивых мальчишек и взбалмошных мечтательных девчонок. Это мир глазами подростков, утрированный, в резких звуках и красках, обрушивающийся на них впервые и сносящий разноцветной волной.
Сцена драки Тибальта и Меркуцио - очевидная аллюзия на дворовую поножовщину - которой по сути и являлась. Устроенная на самом деле не во имя чести, а "потому что", потому что кровь закипела и забрало упало...
И тут первое внутреннее противоречие, которое я в себе поймала, и одновременно инсайт - по ходу действия меня преследовало ощущение, что вражда Монтекки и Капулетти вообще ни при чем! Потому что Тибальту нужно было зацепить кого-то и он нашел повод. Не будь формального, нашел бы другой. От того "чума на оба ваши дома" и финальный монолог герцога - мне показались неорганичными в общем полотне повествования, лишними. Хотя и не обойти их, держась оригинального текста.
И Шекспир как раз в этом! Трагедия положений в том и заключена и формой этого спектакля подсвечена, что количество случайных неудачных совпадений, приведших к печальному финалу, зашкаливает. Все остальное - яркие мазки, а жизнь в том, что нарочно не придумаешь. И пафоса в этом нет никакого наносного! Несчастные дети... счастливые дети. Уничтоженные родители.
Второй момент, истинно шекспировский, кажется, прописан в генетическом коде пьесы. Поймала себя на мысли, что в какой постановке и сколько ни смотри, зная наизусть сюжет и наверняка финал, каждый раз иррационально ждешь, что одно из роковых совпадений не состоится и все закончится хорошо. Удивительное для меня откровение. Так было всегда, но заметила я только в четверг.
(СПОЙЛЕР)
Хеппи-энд, которого просило сердце случился, в раю, но случился!
(КОНЕЦ СПОЙЛЕРА)
Формальности в нужном объеме также соблюдены.
Костюмы отсылают нас в ту эпоху, текст - в классическом переводе Пастернака (не знаю пьесу наизусть целиком, но отдельные сцены проговаривала с актерами и не сбилась, значит, он). Так что для ознакомления с литературной частью постановка совершенно пригодна.
Что до актеров, попадание удачное.
Джульетта - именно в этих декорациях - как она есть.
Капулетти - великолепен.
Прекрасны Меркуцио, Лоренцо, королева Маб.
Остальные тоже весьма колоритны.
В общем, риск похода на эту "довольно смелую для детского театра" постановку оправдан. Посмотреть стоит.
А кому не стоит, я написала в начале.
https://vk.com/dariaknazeva?w=wall239496001_1732%2Fall