Урок литературы по-театральному: Воронежский ТЮЗ открыл новый сезон сразу двумя экспериментальными постановками в рамках нового проекта «Вне#Классно». Автор идеи и режиссер — худрук Евгений Кочетков. Как звучит «Выстрел» Пушкина и выглядит «Нос» Гоголя? Вот подробности.
На подмостках ТЮЗа актёрский тандем: Ярослав Козлов и Никита Шершнев. Ну а в зале — никого. Потому что все зрители тоже на сцене. Они и наблюдатели, и непосредственные участники событий повести Гоголя «Нос». Жанр постановки — сторителлинг, то есть история об истории. Вместе со зрителем актёры пытаются понять: почему пропал нос, и что чувствовал его хозяин майор Ковалёв. Поэтому спектакль превращается в живое общение и каждый раз по-своему неповторим.
Никита Шершнев, актёр Воронежского театра юного зрителя:
— Мы ломали внутри себя много зажимов, штампов, потому что мы всегда на расстоянии от зрителя, а тут у нас прямой контакт.
Ярослав Козлов, актёр Воронежского театра юного зрителя:
— Мы знаем точку «А», откуда мы идём до точки «Б»; знаем, чем должны закончить. Есть структура. И каждый раз мы должны удивляться: это сложно, но это наша профессия — чтобы мы заново удивлялись. А так как зритель сидит вместе с нами на сцене, то это наши партнёры, и вместе со зрителем мы сочиняем историю.
Всё это нужно для того, чтобы заинтересовать подростка и донести до него сложные мысли и идеи. Так как в постановке всего два актёра, то они одновременно и персонажи, и рассказчики. Каждый из них — и майор Ковалёв, и сбежавший от него нос, и подозреваемый цирюльник.
Никита Шершнев, актёр Воронежского театра юного зрителя:
— Мы не один раз ломали голову и пришли к выводу: каждый может к этому относиться по-разному. То есть кто-то может подумать, что вот такая мораль: Ковалёв был плохим человеком, вёл неправильный образ жизни, и его за это Гоголь наказал. Можно так понимать, а можно к этому относиться, как к фантастике: тебя просто знакомят с историей, и ты ей либо сопереживаешь, либо нет. Поэтому ответа, о чём пьеса, не найти, а тот кто скажет, что нашёл, скорее всего, будет лукавить.
Актёры рассказывают, что репетиции были долгими и насыщенными, в духе сотворчества; инсценировку сочиняли вместе с режиссером Евгением Кочетковым. В постановке опущены все мелкие подробности, нравоучения, обличение чиновничей жизни и т.д. Артисты много шутят, устраивают музыкальные паузы и даже делятся рецептами.
Евгений Кочетков, художественный руководитель Воронежского театра юного зрителя:
— Сторителлинг — театральный стендап. Только, помимо развлечения, мысль там тоже есть. Но здесь есть основа: классическое произведение. Маленький человек — это в школе. Детям это уже оскорузло уже. Им говорят: там тема маленького человека, тема Петербурга. И если мы сейчас будем им «впаривать», извините за такое слово, и читать им лекции, то тогда чем эти лекции будут отличаться? Им учителя и так доходчиво объясняют. А это — театральный образовательный проект. Они же в театр пришли, мы с этим играем.
Ксения Соболева, зритель:
— Погружаешься в эту атмосферу, чувствуешь это начало ХIХ века, этот старинный Питер, видишь все эти события. Я, может быть, даже ещё раз схожу!
Елена Соболева, зритель:
— Очень необычный формат, действительно, актёры держат зал, совершенно не скучно, для подростков это самый оптимальный вариант преподнесения данного спектакля. Всё очень актуально, потому что актёры играют очень современно, некая параллель проходит между нашим временем и началом ХIХ века.
Ну, а на малой сцене ТЮЗа прозвучал «Выстрел» Пушкина. Здесь зажигают Роман Лютиков и Лилия Юникова под аккомпанемент музыкантов из «Frenni Music». Кто бы мог подумать, что «Повести Белкина» могут быть не только рассказаны, но и спеты?
Алина Бачурина, актриса Воронежского театра юного зрителя:
— Есть песни про Пушкина, есть песни про сюжет, но при этом они не дублируют сюжет, они придают объём. Ребята-артисты могут попросить нас что-нибудь исполнить, как им сегодня чувствуется, именно поэтому у нас живые музыканты, а не записанные треки.
Если в «Носе» всё неоднозначно, то в «Выстреле» история довольно понятная. Офицер Сильвио завидует графу и вызывает его на дуэль. Граф промахивается, а гусар своим шансом решает воспользоваться спустя 6 лет, но не стреляет. Чтобы современные школьники смогли понять эти хитросплетения, актёры в обеих постановках делятся своими личными историями, которые перекликаются с сюжетом.
Лилия Юникова, актриса Воронежского театра юного зрителя:
— Для меня, в первую очередь, «Выстрел» — это о мести. И не просто о мести: о красивой и удачной мести! Если спросить: мстительный ли я человек? О, да! Поэтому, когда я это читаю, первое, о чём думаю: как ты красиво это сделал! Как тонко ты смог это провернуть! И я зажигаюсь, и это первое, что взорвало меня, отослало к моей личной истории ещё со школы. Шесть лет, как Сильвио, я потратила на месть, но моя месть была неудачной и ничем не завершилась.
Роман Лютиков, актёр Воронежского театра юного зрителя:
— У нас есть три позиции. Первая: я, Рома Лютиков, и моя история, сейчас мы к ней перейдём. Вторая — это рассказчик: «Жил-был тогда-то, так-то его звали, столько ему лет». А потом я — бац! «Милостивый государь, извольте...» Раз — и я переключаюсь в персонажа и начинаю за него играть. И этим жонглировать нужно прямо в процессе.
В спектакле много импровизации, интерактива и юмора. Актёры говорят: с детьми расслабляться нельзя ни на минуту, нужно постоянно держать их внимание.
Илья Панков, зритель:
— Было ощущение, что я часть спектакля, я маленький актёр.
Филипп Школьников, зритель:
— Меня, конечно, на сцену не вызвали, в отличие от Ильи, но я всё равно остался доволен, очень приятно было посидеть, послушать. Хоть я это и читал, но было очень интересное, новое повествование.
Ивета Щёкина, зритель:
— Дети из нашего класса часто ходят в театр, но не всегда выходят такими восторженными. Именно такие интерактивные сторителинги действительно могут привить любовь, интерес к театру. Как кандидат филологических наук, могу сказать: я — за такое прочтение. Оно должно быть разным: дети должны прочитать, учитель должен дать свою оценку. А ребята на сцене дали сегодня задорное, интересное, провокационное прочтение.
В планах театра — продолжить проект «Вне#Классно». На очереди Лермонтов, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой и даже былины. Кстати, интересно, что во время спектаклей на сцене установлен таймер, который отсчитывает время. Например, в этот раз «Нос» шёл всего 39 минут, а «Выстрел» - 50. Что практически равно длительности урока по литературе. Только по-театральному.