16.09.2024
О беби-театре, спектакле "Щелкунчик" и Шекспировском фестивале
Культурный регион Воронеж
В августе в Воронежском ТЮЗе произошла режиссерская рокировка. Место главного постановщика занял Максим Иванов – выпускник Московской театральной школы Олега Табакова и Российского института театрального искусства (ГИТИС). У 30-летнего режиссера – роли в спектаклях и кино, преподавание в ГИТИСе и собственные постановки в разных театрах страны. У Максима Валерьевича на ближайший театральный сезон большие планы, равно как и некоторые изменения в концепции работы ТЮЗа. Но об этом он расскажет по порядку.
– Максим Валерьевич, стало ли для вас неожиданностью ваше назначение на пост главного режиссера Воронежского ТЮЗа?
– Да, это действительно было неожиданно. Мне место предложил директор ТЮЗа Андрей Васильев. От него и узнал, что Евгений Кочетков (бывший главный режиссер Воронежского ТЮЗа) покидает режиссерское кресло. Я упустил момент его ухода, видимо, не уследил в соцсетях. После получения предложения взял день на подумать – надо было обсудить это решение с женой. Но уже через час мы дали положительный ответ.
– Что же побудило согласиться на этот пост?
– У меня накопились идеи и предложения, связанные не только с театральным направлением в целом, но и с работой конкретно с детьми и молодежью. Хочется сделать так, чтобы всем было хорошо. Хотя это идеальные мечты. Но меня же Максим зовут. Поэтому я максималист, идеалист. И если мы не будем ставить высокие цели, то будем деградировать.
– Как вас приняли в коллективе?
– Приняли хорошо. Труппа в ТЮЗе сложилась замечательная. Все талантливые актеры-профессионалы, скучающие по работе. Они устали от интуитивного творчества. А я заинтересован в том, чтобы каждый из них развивался, рос и мог реализовываться в стенах родного театра, который стал для них домом. Поэтому стараюсь организовать творческие процессы таким образом, чтобы и им, и театру было комфортно.
– Отличаются ли воронежские актеры от, например, московских коллег?
– Знаете, я ставил спектакли в театрах Москвы и других городов. И везде по-разному. Все зависит от желания актеров реализовываться и от их начальства. Но нередко сталкиваюсь с тем, что даже в столице можно встретить очень провинциальную труппу.
– «Провинциальную» в негативном смысле?
– Да, это определенное отношение к искусству. И очень странно видеть такое в Москве. Ведь там столько течений и людей. Но иногда попадаешь в театр, который, кажется, был обнесен непроходимым забором годах в семидесятых и с тех пор никто туда не проходил. А в Воронеж я согласился на должность еще потому, что это театральный город. Здесь люди театрального склада. Улицы названы именами великих театральных деятелей. Удивительный город, чудесный. Более того, мне московские зрители говорили, что они поклонники того или иного театра в Воронеже. Покупают билеты на интересные премьеры и на поезде приезжают сюда, чтобы их посмотреть.
– Собираетесь ли что-то менять в концепции театра?
– Я бы не сказал, что буду что-то менять. Это скорее будет уточнение уже существующих аспектов. За свою 60-летнюю историю театр накопил большую базу опыта работы с детьми, подростками и семьями, но сегодня я наблюдаю в его репертуаре упущения по некоторым возрастам, то есть дисбаланс спектаклей. В мои предложения вошла система разделения постановок по направлениям. Например, у нас появятся спектакли для самых маленьких – от полутора лет. Это будет направление «беби-театр». К сожалению, ТЮЗ никогда не занимался этим.
– Получается, что это введение с малого возраста в театральную культуру?
– Да, конечно. Я бы даже сказал, это введение в жизнь посредством театра. Мне кажется, в этом и есть его главное назначение. Театр не должен быть самоцелью. Это инструмент познания жизни и своих глубин с помощью искусства.
– Насколько это направление распространено в целом?
– Театров, занимающихся беби-театром, по стране немного. Оно очень сложное, и для его развития нужны специалисты, которые умеют работать с малышами и понимают их психологию. Это целая специальность, на которую, к сожалению, никто не обучает. Поэтому нам приходится строго отбирать тех, кто может поставить спектакль для самых маленьких.
Хочу, чтобы ТЮЗ стал местом, где мы могли бы накапливать и анализировать опыт работы с разными возрастными категориями. И возможно, повлиять на то, чтобы у нас появлялись новые специальности в образовательных учреждениях. Очень сложно заниматься профессией, которая основана на интуитивных знаниях и случайном опыте. Для нее должны быть определенные законы. Это касается и беби-театра. Наверное, в будущем мы сможем устраивать мастер-классы и семинары, чтобы изучать вопрос глубоко.
– А собираетесь ли вы запускать другие направления?
– Да, мы будем активно развивать направление театра для всей семьи. Оно уже существует, но не так обширно представлено в репертуаре. Поэтому к Новому году выпустим в рамках него спектакль «Щелкунчик». Это будет одна из премьер 61-го сезона, альтернатива известному балету, на который успевают попасть не все желающие.
Я подошел к этому вопросу с драматической точки зрения. Это будет «Щелкунчик», который погрузит нас в мир музыкальной фантазии Петра Чайковского. Но в драматическом сюжете.
– В новом сезоне намечено пять премьер. Что это будут за спектакли? Для кого они предназначены и о чем расскажут зрителю?
– В начале октября у нас будет спектакль беби-театра – постановка «Где лужа, там и я». Анны Боголюбской-Куненковой. Малыши будут знакомиться с природой воды. Ребенок в процессе исследования мира столкнется с плавучей стихией и попытается ее понять. Следующим мы покажем «Щелкунчика», о котором я вам уже рассказал. Третьей премьерой станет спектакль, поставленный в рамках уже существующего проекта «Скорая театральная помощь». Актеры ТЮЗа приходят в больницы и проводят там представления, чтобы познакомить с искусством тех, кто по состоянию здоровья не может прийти в театр. Это важное для нас направление, которое хочу сделать постоянным.
Четвертая постановка пройдет весной. Это будет спектакль в рамках еще одного нового направления – «Война глазами ребенка». Актуальная сегодня тема во всех смыслах. Мне жаль, что мало кто пытается объяснить детям, что такое война. Но они смотрят телевизор, задают вопросы. Так что к 9 Мая мы покажем спектакль «Мой добрый папа» по повести Виктора Голявкина о мальчике, отец которого уходит на фронт.
Следующим летом у нас будет премьера армянского режиссера Каро Баляна – создателя и директора Международного Шекспировского театрального фестиваля. Из Еревана он привезет к нам постановку, название которой мы пока обсуждаем. Но думаю, что это будет что-то из русской классики.
– В этом сезоне у вас также запустится новый проект «ШколОбразование». О чем он?
– «ШколОбразование» – это знакомство наших юных зрителей с историческими этапами формирования образовательной школы. Оно будет представлено в виде трех сцен из разных эпох с участием известных личностей. Впервые мы его показали 2 сентября, до дебютной постановки этого сезона. А дальше он будет пополняться новыми сценами и со временем превратится в полноценный спектакль.
Первая сцена будет из цифирной школы. Немногие знают, что Воронеж был вторым городом, где начали открывать общеобразовательные учреждения. В этой сцене Петр Первый будет проводить экзамен у местных учеников. Вторая покажет класс поэта Александра Пушкина в Царскосельском лицее. А третья продемонстрирует школьную жизнь наших родителей, бабушек и дедушек.
– Многие считают, что заинтересовать юных зрителей искусством – задача не из простых. Как вы думаете, есть ли какие-то трудности в работе с современными детьми и подростками и как их можно вовлечь в театральную культуру?
– Ответом на этот вопрос является часть моей концепции. Она заключается в том, что нам нужно искать диалог со своим зрителем. К сожалению, сегодня он утерян не только в ТЮЗе, но и в других театрах. Нам нужно найти общий язык со зрителем, а не биться за внимание. Гаджеты, которые захватили интерес молодого поколения, не дадут того, что дают театры. Но если театр пытается соперничать с телефонами и компьютерами, то сразу проигрывает виртуальному миру. Я предлагаю не вступать в эту борьбу, а дать детям то, чего им не хватает. Услышать то, что их волнует, и осмысленно поговорить об этом.
Этим умением обладали советские театральные и кинохудожники. Они передавали ценности образным, но доступным подрастающему зрителю языком. А чтобы это осуществить, нужно показать историю глазами ребенка. В этом и кроется преимущество советских фильмов. А в современном кинематографе я вижу вспышки цвета и света. Будто их количество и мерцание медийных лиц обуславливает интерес ребенка к этому фильму. Это ошибка. И я предлагаю вернуть советский подход, но переосмыслить его относительно нынешних реалий и потребностей нашего зрителя.
– Надолго ли планируете задержаться на Воронежской земле?
– Точно ответить не могу. Но планов у меня много. Когда предложил программу директору и министру, то думал, что все задуманное осуществлю за год. Но начальство сказало, что планов там лет на пять минимум. А контракт у меня пока на год. Так что посмотрим, что успею сделать. Но у меня нет цели отработать годик и уехать. Нет, я намерен развивать театр, продвигать его в Воронеже и за пределами. Например, обсуждаю участие постановок ТЮЗа в международных фестивалях. И хотя работаю недавно, ощущение такое, будто нахожусь здесь уже целый год. Задач очень много. Но надеюсь, что получится реализовать все, что задумал.