29.08.2024
«Воронеж приносит мне удачу»: в ТЮЗ приехал новый главный режиссер.
Блокнот Воронеж
Конец августа – это не только прощание с летом, но ожидание и предвкушение начала нового сезона в городских театрах.
Воронежскому ТЮЗу в этом году особенно волнительно, ведь его ждут большие перемены. В театре – новый главный режиссер. Это 30-летний выпускник ГИТИСа Максим Иванов.
Что ждет театр, его больших и маленьких зрителей, как помочь малышу влюбиться в театр с первого посещения, и какую роль в этом играет замечательное слово “диалог” - в нашем интервью.
Давайте познакомимся
На самом деле, дорогой воронежский зритель, вы можете быть уже знакомы. Ведь Максим Иванов приехал в столицу Черноземья впервые еще в 2022 году и поставил в театре спектакль “Маруся” (12+). Лирическая история про школьную любовь, поднимающая вопросы, которые волновали действительно всех, например, почему других девочек в классе уже зовут на свидания, а тебя нет?
Максим Иванов закончил Театральный колледж имени Табакова, после чего поступил на курс Александра Галибина в режиссерскую мастерскую ГИТИСа.
– Как вы поняли, что хотите быть не только актером, но и заниматься режиссурой?
– Желание заняться режиссурой возникло ещё в колледже, где я учился на актера. Просили помочь однокурсники, приглашали в свои работы, чтобы я посмотрел. После окончания колледжа я понял, что хочу получить еще высшее образование. И буквально на следующий день после выпускного отправился на вступительные испытания в ГИТИС.
– Как вы восприняли приглашение стать “у руля” воронежского ТЮЗа, согласились сразу или были сомнения?
– Мне позвонили летом, буквально недавно. Это было, разумеется, совершенно внезапно, первой эмоцией была большая радость. Но я ответил, что нужно подумать. Ведь необходимо было посоветоваться с семьей, решить, готовы ли мы жить на несколько городов. В итоге я согласился. Есть ощущение, что Воронеж буквально нашел меня сам. Несколько лет назад меня сюда пригласили на лабораторию, в которых я до этого момента никогда не участвовал. Она стала настолько удачной, что я получил много приглашений поработать в Москве, случились несколько проектов, меня пригласили в Театр на Таганке, затем на лабораторию в Театр имени Пушкина. Словом, я попал в круговорот лабораторий. Получается, что Воронеж приносит мне удачу.
– С чего начнется воронежский ТЮЗ Максима Иванова, как главного режиссера?
– Планы глобальные. Цель – сделать из театра исследовательский центр, который будет изучать работу с юным зрителем разных возрастов. Мне бы очень хотелось, чтобы сформировалась некая система работы с юным зрителем. К сожалению, сегодня у нас в стране утрачен этот институт. Диалог с юным зрителем во многом выстраивается интуитивно, по зову сердца.
Помимо этого, хочется дружить и объединиться с театрами по всей стране. Мы ведь в одной лодке и делаем общее дело. Накоплен колоссальный опыт по работе с детьми и молодежью. Мы предлагаем его объединить.
Хочется, чтобы появились творческие законы на эту тему. Как и Константин Сергеевич Станиславский в свое время собрал систему по работе актера над собой, так и теперь, мне кажется, будет полезно исследовать именно тему юного зрителя.
– Какая ваша премьера в театре станет первой?
– Это будет “Щелкунчик” (6+). Премьера назначена на декабрь. История является символом Нового года для многих семей. Это будет драматический спектакль, основанный на музыке Чайковского. Помимо рассказа истории о Щелкунчике, спектакль будет открывать образный мир великого композитора.
Весной я выпущу спектакль “Мой добрый папа” (6+), это будет тема войны глазами ребенка. Еще планируется направление “бейби-театр”, это спектакли для зрителей от 1,5 лет. Сегодня оно только начинает развиваться у нас в стране. Мы очень долго искали режиссера-специалиста, который знает, по каким законам работать с малышами. Провели колоссальный отсев, и вот уже в сентябре приступим к созданию спектакля.
– В чем секрет работы с молодым зрителем?
– Это ведь ребята, которые только вступают в жизнь и познают ее на разных этапах. И театр – тоже инструмент этого познания. Нужно искать вместе с ними. Самый важный инструмент участия – диалог. Мы должны быть в диалоге со зрителем. Не поучать сверху, не заискивать, не пытаться угодить. У детей есть своя боль, вопросы к себе, родителям, школе. Их очень много. Мы должны выслушать эти вопросы и попытаться ответить.
– Можно ли быть слишком взрослым для похода в ТЮЗ?
– К сожалению, существует определенный стереотип, но его нужно пересматривать. Думаю, ТЮЗ должен быть местом, где и взрослые, и дети смогут найти постановки для себя. Классика ли это, либо авангард. Словом, истории на совершенно разные темы. К тому же я понимаю, что у моих артистов есть определенные амбиции проявить себя во взрослых спектаклях. Хочется дать им такую возможность. Думаю, со временем получится сформировать подходящий репертуар.
– Стоит ли ТЮЗу ориентироваться на школьную программу и брать в репертуар спектакли по этим произведениям?
– Мне кажется, театр должен быть союзником для школы. Нам стоит помогать учителям литературы и русского языка. Например, мы хотим запустить подкасты, в которых специалисты будут разбирать классические произведения. Также думаем об аудио-спектаклях. Мы продолжим создавать спектакли по классической литературе. Вопрос, как это будет поставлено. Важно не терять личности автора. Любая классика не должна быть надменной и отталкивающей.
– В чем секрет работы с классикой?
– Мои педагоги говорили, что очень важно исследовать личность автора. Произведение – совокупность веры, мировоззрения и таланта конкретного человека. Чтобы сделать спектакль по Пушкину, нужно знать, кто такой Пушкин. Когда ты делаешь на сцене то, что связано с автором, он становится живым и начинает говорить с тобой и зрителем. Устанавливается диалог. Например, сейчас мы с режиссером Каро Баляном говорим, что хотим в будущем поставить в театре “Горе от ума” (12+). Мы обсуждаем, как явить Грибоедова.
– Как помочь маленькому зрителю, который впервые пришел на спектакль, влюбиться в театр?
– Важно быть аккуратным. Это комплекс мероприятий, который начинается от лестницы в театр. Важно, как сотрудники встречают зрителей, сказывается и отношение артистов к своему труду. Все влияет на то, останется ли человек в театре или нет. Главная цель – привлечь как можно больше и детей, и взрослых. Хочется, чтобы ребята, вернувшись домой из театра, говорили: "Вау, пойдем еще!".
Беседовала Екатерина Кочетова