06.05.2025

В Воронежском ТЮЗе состоялась премьера постановки по рассказу Михаила Шолохова

В Воронежском ТЮЗе состоялась премьера постановки по рассказу Михаила Шолохова Новая работа Воронежского государственного театра юного зрителя им. С.Я. Маршака посвящена предстоящему юбилею Великой Победы. Учитывая значимость даты, и произведение для постановки главный режиссер театра Максим Иванов выбрал значительное – «Судьбу человека» Михаила Шолохова (16+).

Многим зрителям, конечно же, хорошо знаком и сам рассказ, и снятый на его основе Сергеем Бондарчуком фильм. Поэтому, принимаясь за сценическое воплощение известного материала, режиссеру важно было не повториться, найти свою форму изложения. Насколько это удалось, первые зрители смогли оценить на премьере 4 мая. А на предпремьерном показе побывали корреспонденты редакции.

Главный герой – слово

Рассказ Шолохова, как известно, основан на реальных событиях, произошедших с одним из знакомых писателя. Автор обдумывал замысел 10 лет, а воплотил его на бумаге всего за неделю. Опубликованное в главной советской газете «Правда» на стыке 1956-57 годов, это произведение, пожалуй, стало первым в отечественной литературе, где бывший военнопленный показан положительным героем, а не трусом и предателем. Но главное достоинство шолоховского текста – в его достоверности, отражающей через личную историю судьбу всего народа, прошедшего сквозь огонь войны.

– Для нас было важно сделать главным героем сам текст, чтобы мы его услышали, чтобы зритель мог напрямую встретиться с шолоховским словом и увидеть те образы, которые оно содержит. Ведь по своему содержанию этот небольшой рассказ равен целому роману, – поделился Максим Иванов. – Поэтому мы не пошли иллюстративным путем постановки разных сцен. Мы пошли путем литературным.

Получился спектакль-монолог, спектакль-исповедь. Посреди подчеркнуто сдержанно оформленной сцены (художник Александра Тикунова) на табурете сидит главный герой Андрей Соколов и рассказывает всю свою жизнь.

Полностью актерская работа

На главную роль режиссер пригласил актера Воронежского камерного театра, заслуженного артиста России Андрея Мирошникова.

– Это целиком и полностью актерская работа в первозданном виде, – отмечает режиссер. – Сегодня не часто можно встретиться в театре напрямую с артистом, таким, какой он есть, со своими мыслями, со своими переживаниями. Для меня как для режиссера большой подарок судьбы поработать с таким артистом, как Андрей Мирошников.

Сам же актер признался, что, соглашаясь на участие в постановке, не представлял, с чем столкнется. Ведь ему не только пришлось почти полностью, с небольшими сокращениями, выучить наизусть сам рассказ. Непривычной оказалась и форма его изложения. Обычно актеры доносят авторскую мысль, выстраивая определенным образом целые фразы или абзацы. Здесь же, по задумке режиссера, герой говорит, преодолевая последствия контузии. А потому каждое слово он произносит отдельно. Каждое слово – в течение почти двух часов спектакля, идущего без антракта. Андрей Мирошников говорит, что наполнить смыслом каждое слово в отдельности и было самым сложным в этой работе. К тому же держать внимание зала приходится, не двигаясь и сидя на одном месте весь спектакль.

Поначалу столь необычная форма тяжело воспринимается. Но Андрей Мирошников настолько глубоко проживает все, что происходит с его героем, что начинаешь сопереживать ему, зримо представляя все страшные испытания, что приготовила для него судьба. И само собою вспоминается, как автор описывает взгляд Соколова: «...глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».

Работа продолжается

Несмотря на то, что спектакль построен в виде монолога, назвать его моноспектаклем нельзя. На сцене появляется и старший сын Андрея Анатолий (капитан-артиллерист, погибший в день Победы), и приемный Ванюшка, что беспризорничал возле чайной, куда Соколов, уже после войны, заглядывал, вернувшись из рейса. А еще в спектакле звучат духовные песнопения, которые написали музыканты Дмитрий и Андрей Котовы. Звучат они в потрясающем исполнении семи актрис театра (хормейстер Екатерина Пархоменко) и связывают между собой разные эпизоды спектакля – Плен, Освобождение, Победа и другие. Кроме того, по мнению режиссера, эта музыка подчеркивает: мы застаем героя, когда он чувствует, что финал его жизни близок, и потому его исповедь представляется абсолютно оправданной.

Судя по первым откликам зрителей в соцсетях – новая постановка ТЮЗа вызвала неоднозначную реакцию. Спорят в основном о форме спектакля – на кого-то она произвела сильное эмоциональное впечатление, кто-то признается, что не смог досмотреть спектакль до конца. Кстати, сам Максим Иванов заявил после предпремьерного показа, что работа еще не завершена. Видимо, что-то еще будет меняться и уточняться. Да и Андрей Мирошников признался, что пока столь необычную «технологию» изложения текста только начинает осваивать.

Николай Григорьев для портала Горком 36



Новости театра




			
СМИ о нас




			
Полезно знать




 
Следуйте за нами

Оставить отзыв