07.05.2025

"От ужаса войны — к надежде и вере"

"От ужаса войны — к надежде и вере"

В ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Судьба человека» (16+) по рассказу Михаила Шолохова

Фото: Илья Осенко

Спектакль о силе человеческого духа сделан в минималистичной манере, но рождает максимально мощные эмоции. Шолоховский текст и шолоховский персонаж — простой солдат Андрей Соколов открывают в зрителе способность увидеть то, из чего состоит русский человек, осмыслить его внутренний мир, его невероятную готовность жертвовать собой, верить, надеяться и любить.

На воронежской сцене давно не было ничего о войне и человеке на войне равнозначного по силе воздействия постановке режиссёра Максима Иванова. Выбор материала довольно смелый - рассказ «Судьба человека» знакомый всем со школы, а также благодаря фильму-шедевру Сергея Бондарчука. Вызов? Безусловно! И тем радостнее, что случилось ещё одно открытие и невероятной глубины произведения, и режиссёрской зрелости Максима Иванова, и актёрского таланта Заслуженного артиста России Андрея Мирошникова. Один час и 50 минут держать внимание зала исключительно шолоховским текстом, проживая каждое слово, играя скупыми, но обжигающими сердце красками, это, конечно, невероятный опыт.

В сценографии ничего лишнего. Мы видим главного героя — Андрея Соколова, сидящим на условном бревне и пересказывающим свою жизнь незнакомому попутчику. В самом рассказе, который Шолохов ведёт уже от лица этого собеседника, персонаж Андрея Мирошникова описывается так:

«Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Образ, созданный артистом, начинается с этих потемневших от горя глаз. Со взгляда, устремлённого внутрь себя. С манеры речи — нарочито замедленной, где каждое слово, словно свинцовая капля, падает неспешно и тяжело. Мы слышим исповедь человека, пережившего самые страшные испытания, потерявшего всех близких, убивавшего, но не убитого. Постепенно разматывает он нить своей судьбы. Но первое, о чём плачет его обнажённая душа, так это о том, что не откликнулась она на предчувствия любимой жены Ирины, которая прощалась с мужем, уходящим на войну, как в последний раз.

- Я оттолкнул её, - говорит простой фронтовой шофёр, воронежец Андрей Соколов. - До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!
И далее без приукрашиваний, без лихого геройства, буднично и откровенно рассказывает обо всём, что довелось ему пережить. Любовь и расставание с семьёй, ранение и плен, наказание предателя и побег из плена, ожидание весточек из дома и два письма, разорвавших ему сердце — о попавшей в дом бомбе и гибели сына, который капитаном артиллерии дошёл до Берлина и был убит снайпером 9 мая.

Монолог Андрея Соколова с его замедленной, вероятно после контузии, речью в тишине зала буквально берёт за душу. В самых драматических эпизодах фоном для него становится неземной вокал семи женских персонажей: актрисы Алина Бачурина, Лилия Юникова, Юлия Мосьянова, Софья Семенова, Анастасия Бондарь, Анастасия Лисица, Марина Осенко исполняют псалмы из Ветхого завета, духовный стих «Грешный человече». Их плавное перемещение по сцене, вначале в чёрных, а после — в белых одеяниях, символизирует движение судьбы с переходами от тьмы — к свету, от ужаса войны — к надежде и вере. Каждый поворотный драматический эпизод носит своё название и складывается в отдельный хореографический рисунок.
Музыкальным оформлением спектакля занимались создатели ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Дмитрий и Андрей Котовы, а также хормейстер Екатерина Пархоменко. Как рассказала Екатерина, стояла сложная задача, используя традиционный для допетровской Руси церковный знаменный распев, добиться свободного, полётного пения, которое и создаёт то самое - объёмное, ангельски-хрустальное звучание.

Непосредственно тексты выбирал режиссёр, обративший внимание на духовный стих, посвящённый древнему русскому церковному обряду — Пещному действу. Старинный стих является притчей о трёх отроках, которые отказались поклоняться золотому идолу, за что их бросили в огненную печь. Но они всё равно продолжали верить и молиться. Увидев это, явился архангел, затушил огонь и спас их.

- Мне показалось, что эта библейская история очень соотносится с теми испытаниями, которые проходит Андрей Соколов, - рассказал Максим Иванов. - В определённых этапах его бросает в разные «печи», но он выживает и становится только крепче.

Основа спектакля «Судьба человека» - шолоховское слово ( 24 мая исполняется 120 лет со дня рождения Михаила Шолохова). Причём, каждое слово, которое у автора окутано множеством смыслов и образов.

- Было важным сделать героем спектакля текст, чтобы он для зрителей оживал, - поделился режиссёр, отметив, что в рассказе, который по своему содержанию равен роману, много автобиографичного. Например, сюжет с ямой, которая осталась от дома Андрея Соколова перекликается с историей попадания бомбы в дом писателя в станице Вёшенской, где на его глазах погибла мать.

И текст в исполнении Андрея Мирошникова на самом деле оживает, движется, рождая выразительные картины, вызывая острое ощущение правды происходящего.

В самом эмоциональном эпизоде спектакля — встрече Андрея Соколова с мальчонкой Ванюшкой, темп движения ускоряется. Все помнят, как показана эта душераздирающая сцена в кино. В постановке мы вначале видим сына главного героя — капитана-артиллериста Анатолия (Роман Лютиков). Танцевальной пластикой он передаёт бережное отношение отца к памяти о сыне. А, может быть, очерчивает движение самой судьбы, которая поможет герою встретиться с сиротой Ванюшкой, найти душу, нуждающуюся в защите и любви. И тогда с глаз главного героя исчезнет пепельная пелена тоски, они засияют с новой силой, а смех ребёнка, которого великолепно играет маленький артист Дима Бондарь, ответит на все сокровенные вопросы, которые таятся в душе простого воронежца Андрея Соколова.

Наталья Столповская


Новости театра




			
СМИ о нас




			
Полезно знать




 
Следуйте за нами

Оставить отзыв